Чёрная Екатерина Максимовна, воспитатель

Мастер-класс "Игра-путешествие в страну Сенсорику"

 Тема мастер-класса: «Игра - путешествие в страну Сенсорику» 

Автор: Чёрная Екатерина Максимовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад» с. Щельябож

Участники: педагоги ДОУ.

Цель мастер-класса: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  сенсорного воспитания дошкольников.

Оборудование: маленькие пластиковые бутылки, баночки, тарелочки, фасоль, крупные макароны, крупа – пшено, силуэты фигур, цветные прищепки бельевые, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.


Содержание мастер-класса;

Пояснительная записка

Приветствие участников и представление цели мастер-класса.

Теоретическая часть доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?».

Практическая часть: «Игра - путешествие в страну Сенсорику» с   изготовлением развивающей игрушки  «Забавный осьминог»

Заключительная часть: беседа с участниками мастер – класса, обсуждение вопросов и обмен мнениями.













Пояснительная записка

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач - модернизация системы дошкольного образования, которое является первой ступенью российской образовательной системы. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному  обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием, так как значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. Успешность  умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Насколько хорошо будет развит ребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.




Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Игра - путешествие в страну Сенсорику»  с   изготовлением развивающей игрушки  «Забавный осьминог»


Подготовила воспитатель Чёрная Екатерина Максимовна

 Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  сенсорного воспитания дошкольников; 

Задачи:

Расширить знания педагогов о значении дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста;

Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в игре и в  изготовлении дидактической игры по развитию сенсорных способностей;

3. Развивать творческую активность педагогов.

 Ход мероприятия:

1 часть (теоретическая) - Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на мой мастер-класс.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, а играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.

 «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»  писал А.С. Макаренко. 

Маленькие дети – искатели приключений, стремящиеся познать мир. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском  саду и  в которые мы советуем играть дома.


Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер 

И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры – путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же это такое сенсорное развитие?

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») – категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика – функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

  Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

Кожное восприятие включает в себя:

тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое),

осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное),

температурные ощущения,

барические ощущения (вес, тяжесть).

Развивать сенсорику следует в соответствии с возрастом ребенка.

Для самых маленьких деток основными способами знакомства с окружающими предметами становятся осязание и вкус. Именно поэтому груднички так и норовят все схватить и потянуть в рот. Препятствовать этому не стоит: помните, что таким образом происходит развитие. А вот оградить ребенка от опасных предметов – ваша первоочередная задача.

- Знаете ли вы, представления о каких  цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни

В возрасте трех лет малыша необходимо знакомить:

С основными цветами спектра.

С понятием величины (на уровне большой - маленький, длинный - короткий и т.д.).

С понятием формы (круг и шар, квадрат и куб).

С представлением количества (много - мало).

К четырем годам ребенок, как правило, уже свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, может сравнить их по величине. Сейчас – самое время научить его различать объекты по свойствам и группировать их – по форме, цвету, величине, называть предметы и понимать, когда о них говорят взрослые. 

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны

- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.  «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств  предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.   

Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

Развитие сенсорики у дошкольников заключается в тренировке навыков обследования и анализа предметов, точного различения речевых звуков, восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. 





Ход мастер – класса:


2 часть (практическая):  «Игра – путешествие в страну Сенсорику».

Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. А так как вы воспитатели маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику.

Поскорее встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

А теперь мы вспомним.

Как вас звали мамы в детстве (Галинка, Анечка, Олечка,...)

Паровоз давно вас ждет,

В страну Сенсорику  повезёт!

- Как гудит поезд? (Ту – туу). Поехали! Ручки согнули, завели мотор. Чух – чух – чух..(дыхательная гимнастика.)

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)

Вот поезд наш едет, колеса стучат. 

А в поезде нашем ребята сидят! 

Тук, тук стучат колеса, мчится паровоз.

Он в страну «Сенсорику», вместе нас привез!

-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? Надо отгадать. Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Если ищешь этот цвет,

Знай, его в морковке нет.

А вот в репке бы нашел ты

Этот цвет. Какой он? (желтый цвет)


Спрятан этот цвет в листочках

И в гороховых стручочках.

Даже огурец соленый

Тоже летом был… (зелёный цвет)


У малины и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный,

Ну а цвет похожий – ...(красный цвет)


Я бы красить василек

Даже черным цветом мог!

Но, не бойтесь, не покрашу!

Цвет его намного краше! (синий цвет)

- Догадались, как станция называется? Станция «Цветная».

1 станция На каждой станции будем выполнять задания. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать. 

 Упражнение с «су – джок» тренажером.

На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» – им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

Игры с прищепками для детей это веселое и интересное, а также необыкновенно полезное занятие. Именно тренировка пальцев и выполнение ребенком точных движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша. Уже давно научно обосновано, что качество речи человека напрямую зависит от того, насколько хорошо и развиты пальцы и рука у человека.

Тренировать ручку малыша нужно уже с самого раннего возраста, делать массаж, просить взять и дать определенные предметы, использовать для игр игрушки с различной фактурой. Игры с прищепками для такой «тренировки руки» подходят идеально, вырабатываются хватательные навыки, укрепляется и развивается кисть.Предлагаю вам оживить наши картинки!

-А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится?

– Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? -  желтое!

И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что? Яблоко!

А ещё придумать массу интересных поделок: ёжикам подобрать иголки- прищепки в цвет ёжика, ёлка, божья коровка и т.д. Дети очень любят играть прищепками, и подолгу играют, хотя не сразу получается пристегнуть прищепку, но для этого я беру не очень тугие прищепки. Пристегнули прищепки, а нам пора в путь.

- Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)                                                                       

Вот поезд наш едет, колеса стучат.

А в поезде нашем ребята сидят!

Тук, тук стучат колеса, мчится паровоз.

На следующую станцию, вместе нас привез!

2 станция. -Как же называется эта станция, давайте угадаем? 

Нет углов у меня 

И похож на блюдце я, 

На тарелку и на крышку, 

На кольцо, на колесо. 

Кто же я такой, друзья? 

Назовите вы меня! (Круг)


Ты на меня внимательно смотри – 

Ведь у меня всего по три.

Три стороны и три угла,

Три пика – острия.

Теперь быстрее дай ответ,

Кто же я? (Треугольник)


Четыре угла и четыре сторонки, 

Похожи точно родные сестренки. 

В ворота его не закатишь, как мяч, 

И он за тобою не пустится вскачь. 

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это … (Квадрат) 


- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). 

 3 станция.  Участники стоят паровозиком друг за другом. Ведущий рисует на спине последнего, рисунок и участники передают по цепочке, рисуя на спине впереди стоящего. 

Затем на спине участника рисует геометрическую фигуру, каждому свою. Надо выложить из шнурков такую же фигуру.

Рисование фигур на спине. Это очень полезная игра, знакомая многим из детства. Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильного восприятия, стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, развивает воображение. 

Занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Вот поезд наш едет, колеса стучат.

А в поезде нашем ребята сидят!

Тук, тук стучат колеса, мчится паровоз,

На следующую станцию, вместе нас привез!

4 станция. называется «Раз фасоль, два фасоль!»

Но сначала пальчиками поработаем, поиграем с пробками «Шагаем в пробках».

Крышки способствуют развитию мелкой моторики и координации пальцев рук.

Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. 

Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.   

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы. 

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое?  Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…  или

 Идет бычок качается…

Хорошо, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.


Игры с крупами, фасолью и макаронами способствуют развитию мелкой моторики

Игра «Пересыпаем крупы» 

Это самые простые, но любимые всеми детишками игры. Можно просто пересыпать из миски в миску, в воронку, руками, ложками разного размера, небольшим половником.

Достаем из крупы фасоль, складываем в бутылку, миску.

Игра «Сортируем макароны» 

- Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик!

Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны по разным тарелочкам.

- Помогите ребенку. Если это необходимо, справиться с заданием.

Вот поезд наш едет, колеса стучат.

А в поезде нашем ребята сидят!

Тук, тук стучат колеса, мчится паровоз,

На следующую станцию, вместе нас привез!

5 станция называется «Карандаш»

Ну, вот и приехали. Нас встречает веселый художник Карандаш (Веселый человечек-художник   Карандаш).   Карандаш   нас   научит    необычно рисовать (Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования).

Одна из главных задач нетрадиционного рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать.(появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую ладошками и пальчиками нарисовали дети)

Это наши юные художники старались для своих мам в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели.

Вы узнали, в какой технике выполнена работа? (рисование ладошкой и пальчиками).

Какие цвета использовались? (основные: зеленый, синий, красный).

А какого цвета не хватает? (желтого).

Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине? (солнышка)

Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко. (Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца)

Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца!

Молодцы! Время ручки отмывать: (родители моют руки, вытирают).

- А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию игрушек

Компанию ребят.

Закрываем глаза и опять превращаемся из ребяток в педагогов.

 -Наш поезд прибыл на конечную станцию «Сделай сам» 

А сейчас предлагаю Вам изготовить развивающую игрушку своими руками «Забавный осьминог» (показ презентации) на это отводится 10-15 минут 

И так, начнём! (звучит мелодия «Куда уходит детство») 

Очень просто и красиво! Если сделать разного цвета, учить, закреплять цвета, счет, количество, величину различать и поиграть можно. Сплетая из ниток «ноги» для осьминога, очень удобно и весело учиться плести косички. Можно на «ноги» надевать резиночки  для волос, подбирать резиночки по цвету, считать их и т.д.

Кстати, современные биологи считают, что «ног» у осьминога всего две, а остальные шесть конечностей-щупалец – это «руки». И руки эти – совершенно удивительные! На каждом щупальце есть два ряда присосок. Они позволяют осьминогу карабкаться по отвесным скалам и, даже, ходить «по потолку» в подводных пещерах. Но это еще не все! Благодаря присоскам, осьминог «пробует» на вкус все, до чего дотрагивается. Ведь в присосках есть вкусовые рецепторы – как на языке у человека – которые позволяют понять, съедобно это, или нет.

Цвет ниток для нашего осьминога может быть любым. Тем более что в природе эти обитатели морских глубин могут менять свой цвет – для маскировки или по настроению. Так, спокойный осьминог – коричневого цвета, если он напуган, то становится белым, а если разозлиться, то красным.

Педагоги изготавливают игрушку. Можете готовую игрушку взять себе в группу или подарить малышам в ясельную группу.

Рефлексия:

Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс.

- На сегодняшнем мастер- классе я узнала, что.

- Для меня новым было (не было)

- В своей работе я буду (не буду) использовать представленные методы и приемы.

Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, несмотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. 

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. Желаю вам творческих успехов в работе! 

Спасибо за внимание!


Список используемой литературы:


1.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. 


2.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

3.Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

4.Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

5.Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие./ И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

6.Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподователей и родителей. / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. 


8 декабря 2019 в 23:09

Прикреплённые файлы:

Документ: Мастер-класс "Игра-путешествие в страну Сенсорику"

Описание файла:

Файл называется: master-klas-osminog-iz-nitok_891jg.pptx

Это официальный файл организации «Чёрная Екатерина Максимовна, воспитатель», в нём содержится Мастер-класс "Игра-путешествие в страну Сенсорику".

Размер файла: 0,99 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.